Хотя Рембрандт наиболее известен как живописец, он внес значительный вклад в искусство гравюры, создав за свою карьеру около 300 офортов, и считается великим мастером этого вида искусства. В отличие от живописцев, которые использовали гравюру для воспроизведения изображений своих картин, Рембрандт обращался к этому виду искусства отдельно от живописи, и его творческие эксперименты вывели гравюру на новый уровень.
Когда Рембрандт впервые занялся офортами в конце 1620-х годов, гравюры отличались тщательной системой стилизованных линий, использовавшихся граверами от Альбрехта Дюрера до Хендрика Гольциуса. Достижение технического совершенства было главной целью, наряду с хорошо выполненными композициями и точностью в изображении человеческих фигур. Рембрандт воспринял уроки своих предшественников, но пошел по пути экспериментов в гравюре, которые открыли новые творческие возможности.
Как гравер, Рембрандт неоднократно экспериментировал с офортом, тональными эффектами и драматическим изображением своих сюжетов. Чтобы достичь желаемых результатов, он часто комбинировал офорт с сухой иглой, а в редких случаях использовал только сухую иглу. Рембрандт также экспериментировал с различными видами бумаги, позволяя текстуре и тону материала играть роль в готовой работе.
Для Рембрандта акт печати не был завершающим этапом. Он часто печатал несколько оттисков с одной и той же пластины, чтобы проследить за развитием своих идей, и много раз возвращался к пластине, чтобы внести изменения, прежде чем печатать снова. Рембрандт рассматривал каждый отпечаток в отдельности и выбирал подход, который наилучшим образом поддерживал сюжет и настроение всей работы. Для Рембрандта эти отпечатки были экспериментальным путешествием.
Хотя во времена Рембрандта существовали учебные тексты по изображению человеческой фигуры, художник предпочитал работать с живыми моделями. Эти модели отражали предпочтение Рембрандта изображать в своих работах обычных людей, в отличие от героических, идеализированных фигур, которые использовали его предшественники.
На протяжении своей карьеры гравюры Рембрандта периодически возвращались к сюжету или истории, которые он уже изображал ранее. Интервал между этими гравюрами может составлять несколько лет или несколько десятилетий, но каждый экземпляр свидетельствует как об интересе Рембрандта как рассказчика, так и о его постоянном исследовании возможностей гравюры. Переосмысливая сюжет, Рембрандт представлял его в новом ракурсе, перефокусируя послание и настроение истории — иногда легко, иногда более драматично.
Пожалуй, ни один художник не обращался к себе как к объекту изображения так часто, как Рембрандт. За сорок лет он создал более 90 автопортретов, многие из которых были исполнены в виде офортов. Эти гравюры также отражают интерес Рембрандта к инновациям и экспериментам. Художник использовал себя в качестве модели для изучения характера и внутренних аспектов личности и эмоций.
В автопортретах Рембрандта вы увидите свидетельства как процветания, так и трудностей: ранние портреты передают смелого уверенного, в себе художника, одетого в исторические и роскошные костюмы, а поздние офорты — реалистичное изображение художника, который пережил много трудностей и у которого нет сил на театральность.
Возможно, одним из наиболее устойчивых качеств работ Рембрандта является его дар рассказывать истории и, в частности, легкость в создании драматизма повествования. В отличие от многих художников до него, Рембрандт не полагался только на грандиозные и пышные изображения в стиле барокко, чтобы передать напряженность сюжета, и не приравнивал драму к сценам действия. Для Рембрандта драма имела полный спектр значений — физических, психологических и духовных— и множество способов ее интерпретации.
Используя различные подходы, Рембрандт усиливал драматические элементы в своих работах. Он понимал, что нас, зрителей, легко вовлечь в повествовательные сцены, используя эффекты таинственности и действия. Для этого художник использовал свет как основной инструмент, контрастируя сильные блики и тени, чтобы театрально оживить свои сцены.
В каждой работе Рембрандт передавал эмоциональную напряженность с помощью широкого спектра жестов тела и мимики. Он также включал направленные движения в свои хорошо организованные композиции, чтобы активно вести наш взгляд в каждую сцену. Рембрандт использовал драматизм не просто в сенсационных целях, а скорее для того, чтобы эмоционально вовлечь нас. Он понимал, что, когда наши впечатления вложены в просмотр произведения, мы становимся эмоционально связанными с каждой работой.
С 1640 по 1652 год Рембрандт исследовал пейзаж как основную тему, создав двадцать шесть гравюр с различных точек зрения. Интересно, что Рембрандт почти не занимался пейзажами в живописи, но нашел их идеальной темой для гравюры. Хотя его офорты были в основном воображаемыми, Рембрандт часто исследовал окрестности Амстердама, изображая местность и детали деревенской жизни. Эти наблюдения позволили ему сосредоточиться на разнообразных характеристиках пейзажа, начиная от уютных сельских улочек и заканчивая панорамными видами.
Во всех работах Рембрандта, посвященных изучению пейзажа, присутствует человек. Фермеры или сельские жители и построенные ими сооружения напоминают нам о необходимой роли природы в нашей жизни. Но для Рембрандта земля должна была не только обеспечивать пропитание, но и радовать глаз и транслировать красоту. Его живые изображения влюбленных, детей и резвящихся животных в пейзаже свидетельствуют об этом аспекте его творчества.
Рынок заказных портретов побуждал многих художников времен Рембрандта развивать навыки точной передачи черт лица и одежды — тех атрибутов, которые ассоциируются с "похожестью" человека. Портреты были популярны в семейном кругу, но они также служили для повышения репутации человека и ознакомления широкой аудитории с профессиональными навыками портретируемого.
Рембрандт вышел за рамки традиционной формулы портретирования, считая, что внутренний характер человека может быть столь же показателен в портрете, как и физические черты. В нескольких своих гравированных портретах (всего он выполнил семнадцать) Рембрандт использовал выразительный язык лица и тела, чтобы передать характер и личность своего объекта. В 1650-х годах он добавил драматическое освещение, чтобы усилить эмоциональный тон, побуждающий зрителя задуматься о внутреннем мире портретируемого.
Пожалуй, больше, чем любой другой художник, Рембрандт привнес в свои графические работы сильное эмоциональное измерение, глубоко укорененное в человеческом духе. Независимо от темы, человеческие эмоции резонируют с каждым изображением и с нашим индивидуальным опытом. Таким образом, универсальность работ Рембрандта не только говорит о жизни в Голландии XVII века, но и является вневременной, не ограниченной каким-то конкретным местом или культурой. Будучи постоянным наблюдателем повседневной жизни, Рембрандт сосредоточился на человеческих связях, чтобы вызвать смыслы и эмоции, которые постоянно привлекают зрителей на протяжении почти четырехсот лет.
Художники издавна обращались к библейским повествованиям и персонажам для создания сюжетов. Во многих случаях до времени Рембрандта эти работы заказывала католическая церковь, но протестантские Нидерланды XVII века избегали использования библейских образов в богослужении. Однако даже в этих условиях существовал рынок религиозных изображений среди голландских протестантских меценатов, которые предпочитали их для частного созерцания в домашней обстановке.
Рембрандт изображал религиозные сюжеты на протяжении большей части своей карьеры, интерпретируя библейские истории с разных точек зрения. Художник умел органично сочетать божественный и человеческий миры. Использование Рембрандтом домашней обстановки, неидеализированных персонажей и натурализма помогло связать духовный мир с тем миров, в котором он жил сам.