Какие тайны хранит Даная Рембрандта и что голландцы 17 века могли бы увидеть на этой картине, пережившей многочисленные изменения.
Даная, дочь царя Акрисия, была заключена в башню или в подземелье, поскольку царю было предсказано, что он погибнет от руки своего внука. Но к находящейся взаперти Данае проник Зевс под видом золотого дождя, и от этой встречи у Данаи родился один из величайших героев античной мифологии — Персей.
На картине голландского художника Рембрандта Даная показана как бы ожидающей прихода Зевса и, может быть, даже что-то заметившей в глубине композиции, в том пространстве, которое мы не видим. Она приподнялась на кровати, подняла руку в жесте, похожем на приветствие. Фоновое пространство — занавес, на котором уже видна игра света от приближающегося золотого дождя — Зевса.
Кто же послужил прототипом для героини?
Когда-то первый красочный слой был совсем другим. В облике Данаи совершенно четко проступали черты жены Рембрандта Саскии. То есть первоначально картина отражала их молодую супружескую страсть.
Но затем облик Данаи изменился. Теперь у нее лицо Гертье Диркс, возлюбленной Рембрандта, которая была у него в доме недолго, но отношения их были серьезными.
Стала другой и фигура Данаи — в начале 1650-х годов Рембрандт сделал ее более похожей на фигуру Хендрикье Стоффельс, с которой его связывали неофициальные отношения.
Также реставрация картины показала, что через двадцать лет после создания ее первой версии Рембрандт добавил важную деталь: фигурку Амура со связанными руками, символ запрещенной любви. Рембрандт изображает его, потому что ни с Гертье, ни с Хендрикье он не состоял в официальном браке. В глазах общества того времени это действительно греховная и запрещенная для христианина любовь.
В результате Даная — это «дневник» личной жизни Рембрандта, собрание его глубоко сокровенных представлений о любимых женщинах.
Завершим наш разговор о Данае еще несколькими интересными открытиями, обнаруженными во время рентгенографического исследования в середине 20 века.
Выявилось, что Даная раньше смотрела не прямо перед собой, а именно вверх – на золотой дождь, который, как и положено иконографии того времени, был представлен в виде золотых монет.
Положение руки Данаи тоже было совсем другим. В первоначальном варианте она держит руку ладонью вниз – жест прощания, а в картине, уже исправленной, ладонь обращена кверху, принимая положенную плату.
Третий вариант руки, который мы видим на картине сегодня, носит более нейтральный оттенок.
У Эрота в изголовье кровати изначально было смеющееся лицо, а сейчас он оплакивает счастливое прошлое.
Рентген определил и ещё одну важную деталь: раньше бедра Данаи были стыдливо прикрыты покрывалом – художник оберегал сокровенность своей супруги.
Понравилась статья? Поделитесь впечатлениями в комментариях!
Еще больше искусства:
• Instagram: https://www.instagram.com/artstudiolo
• Telegram: https://t.me/artstudiolo
• YouTube: https://www.youtube.com/@artstudiolo
• RuTube: https://rutube.ru/channel/48924131/
• Записаться на индивидуальные занятия по истории искусства: https://forms.gle/p3YaMLRocjjZrSV66