Самая портретируемая женщина своего времени – так иногда называют Тиллу Дюрье (1880–1971).
Звезда кино и театра 1910-1920-х, политическая активистка и впоследствии мемуаристка – роли этой женщины были бесконечны.
Урожденная Отилия Годефруа получила актерское образование в Вене и, начав выступать на сцене, сменила имя.
В 1903 году Тилла отправилась в Берлин, чтобы играть под руководством Макса Рейнхардта, знаменитого реформатора немецкого театрального искусства.
По-настоящему известной она стала после роли Саломеи в одноименной пьесе Оскара Уайльда, положившей начало мифу о Тилле Дюрье.
Впоследствии она выступала во всех крупных европейских театрах; ей нравилось браться за новые, сложные роли не только на сцене, но и перед камерой.
Брак с художником Эжен Спиро, хоть и недолгий, ввел ее в круг художников.
Небанальная внешность и огненный характер сделали Тиллу моделью многих мастеров. Ее портретировали Оскар Кокошка, Ловис Коринт, Макс Оппенгеймер, Огюст Ренуар, ваял Эрнст Барлах, снимала фотограф Фрида Рисс.
В галерее:
1. Макс Слефогт. Тилла Дюрье в роли шекспировской героини Клеопатры, 1907. Частная коллекция
2. Макс Оппенгеймер. Портрет Тиллы Дюрье, 1912. Музей Леопольда, Вена
3. Макс Слефогт. Тилла Дюрье в роли жены Потифара, 1921. GDKE - Direktion Landesmuseum Mainz
4. Эрнст Барлах, Портрет Тиллы Дюрье III, 1912
5. Хуго Ледерер. Тилла Дюрье в роли Франциски, 1926 © Музей Георга Кольбе, Берлин
6. Ловис Коринт. Портрет Тиллы Дюрье в роли испанской танцовщицы, 1908
7. Пьер Огюст Ренуар. Портрет Тиллы Дюрье, 1914
В 1910 году Тилла вышла замуж за берлинского галериста Пауля Кассирера, не только продвигавшего художников берлинского Сецессиона, но и входившего в это художественное объединение как секретарь.
Кассирер познакомил актрису и с Францем фон Штуком, который изобразил ее в шести разных версиях.
В 1912 году Тилла Дюрье выступала в Мюнхенском художественном театре, где она сыграла Цирцею в одноименной пьесе, адаптированной Георгом Фуксом по Кальдерону.
Фон Штук пригласил актрису в свою мюнхенскую мастерскую, где было сделано несколько фотографий, на которых Тилла одета в сценический костюм.
Одно из этих фото послужило основой для знаменитой картины "Тилла Дюрье в образе Цирцеи".
Актриса изображена в тот момент, когда Цирцея предлагает Одиссею напиток, чтобы превратить его в покорное животное.
Фигура колдуньи кажется изолированной и от декораций, и от истории вообще. Такой метод Франц фон Штук часто использовал в своей живописи.
В правой руке Цирцея держит чашу, украшенную рельефом льва. Это намек на людей, посетивших колдунью на нее острове и превращенных ею в львов.
Приспущенное платье, выпавшие из высокой прически рыжие пряди, вызывающий взгляд можно рассматривать как символ некоторой развратности Цирцеи. Она с вызовом смотрит на своего собеседника, который находится за границами картины.
Почему художник выбрал этот образ?
В эпоху модерна художники-символисты часто обращались к женскому образу femme fatale. С одной стороны, роскошная женщина как объект мужского желания, с другой – злодейка, которая своей красотой способна погубить главного героя.
Отсюда многочисленные образы Саломеи и Юдифи на картинах художников fin de siècle.
После прихода к власти нацистов Дюрье вместе со своим третьим мужем-евреем уехала сначала в Мюнхен, а потом в Загреб, где была членом загребского Сопротивления.
После войны она вернулась в Германию, где еще два десятилетия активно выступала на сцене.
В галерее:
1. Александр Биндер. Тилла Дюрье, 1924-27. Академия искусств, Берлин
2. Тилла Дюрье в роли жены Потифара в балете "Легенда Иосифа", 1921. Театральный музей, Вена
3. Тилла Дюрье в роли леди Макбет в "Макбете", 1937. Академия искусств, Берлин
4. Эмиль Бибер. Тилла Дюрье со своим крестником Петером Люттом, 1925-26. Коллекция Сабины Лютт-Фройнд и Хагена Фройнда, Берлин
5. Тилла Дюрье в 1930 году
Тилла Дюрье умерла в 1971 году от сепсиса после операции в связи с переломом шейки бедра в берлинской больнице Оскара и Хелены и была похоронена рядом со своим вторым мужем Паулем Кассирером.
В галерее:
1. Стефан Мозес. Актриса Тилла Дюрье, 1963
2. Тилла Дюрье в 1967
3. Хельга Тиманн. Тилла Дюрье, 1967. Частная коллекция
4. Вернер-Виктор Тёффлинг. Портрет Тиллы Дюрье, 1961. Фонд Городского музея Берлина
5. Гарри Кронер. Тилла Дюрье и Эрнст Гинзберг в фильме "Робеспьер", 1963. Академия наук, Берлин