Японская гравюра была одним из главных источников вдохновения Винсента Ван Гога, и он стал ее страстным коллекционером. Гравюры послужили неким катализатором: они научили художника по-новому смотреть на мир. Но изменилось ли в результате его собственное творчество?
Во второй половине XIX века европейское общество восхищалось Японией и всем японским. Винсент, когда еще жил в Нидерландах, не обращал особого внимания на этот "бум" японизма.
Очень немногие художники в родной стране Ван Гога изучали японское искусство. В Париже, напротив, оно было в почете. Именно там Винсент узнал о влиянии восточного искусства на Запад и решил модернизировать свое собственное творчество.
Винсент купил свою первую стопку японских ксилографий в Антверпене и прикрепил их на стену в своей комнате. Он описывал город своему брату Тео, вспоминая эти экзотические образы.
Художник переехал в парижскую квартиру Тео в начале 1886 года. Вместе они собрали внушительную коллекцию японских гравюр. Винсент рассматривал гравюры как художественный образец и считал их равными великим шедеврам западной истории искусства. Мы не знаем точно, насколько велика была коллекция Ван Гога в то время. В своих письмах он упоминает о "сотнях" гравюр.
Японские художники часто оставляли середину композиции пустой, а объекты на переднем плане иногда увеличивали. Они также регулярно исключали горизонт или резко обрезали элементы картины по краю. Из всего этого западные художники узнали, что им не всегда нужно располагать свои произведения искусства традиционным способом — от ближнего плана к дальнему.
Винсент перенял эти японские визуальные изобретения. Ему нравились необычные пространственные эффекты, большие пятна насыщенных цветов, повседневные предметы и внимание к природе. И, конечно же, экзотическая и радостная атмосфера.
Винсент не просто копировал японские гравюры. Отчасти на него повлиял его друг-художник Эмиль Бернар, который разработал новые идеи о направлении современного искусства. Взяв за образец японские гравюры, Бернар стилизовал свои собственные картины. Он покрывал большие пространства простыми цветами и использовал смелые контуры.
Вдохновленный Бернаром, Ван Гог начал подавлять иллюзию глубины в пользу плоской поверхности. Однако это стремление к плоскостности он сочетал с характерными для него вихревыми мазками.
Через два года Винсент оставил позади парижскую суету. В феврале 1888 года он отправился в Арль, на юг Франции. Помимо покоя, он надеялся найти "ясность атмосферы и яркие цветовые эффекты" восточных гравюр.
Природа была отправной точкой для творчества Ван Гога на протяжении всей его жизни. Он также стремился откликнуться на призыв к современной, более примитивной живописи. Японские гравюры, с их просторами цвета и стилизацией, указали ему путь к модернизации, не требуя отказа от природы. Это был идеальный вариант для художника.