Имя Юдит Лейстер сегодня стоит в одном ряду с такими выдающимися художницами прошлого, как Артемизия Джентилески, Софонисба Ангвиссола и Лавиния Фонтана. Талантливо выполненные жанровые сцены, полные лёгкости, эмоций и ярких красок, ценились при жизни Лейстер и сейчас являются жемчужинами музейных коллекций. Но так было далеко не всегда. В прошлом ее картины выдавались за работы Франса Халса, так как по стилю Юдит Лейстер ближе всего к этому жизнелюбивому художнику Золотого века голландской живописи. Так кто же такая Юдит Лейстер?
Лейстер была одной из немногих профессиональных женщин-художниц Золотого века Голландии и создавала жанровые сцены, натюрморты, портреты и ботанические иллюстрации. Ее отличительной чертой был взгляд на моделей снизу, и она была среди первых голландских художников, которые ввели драматическое освещение в изображение ночных сцен. Лейстер обычно располагала фигуры по диагонали для создания ощущения движения.
Одной из ее самых ранних сохранившихся подписанных работ Лейстер является «Веселый пьяница» (1629), изображающая улыбающегося мужчину, показывающего нам свой пустой кувшин, его румяные щеки по тому соответствуют перу, свисающего с его головного убора. Картина поступила в коллекцию Рейксмузеума в 1897 году как «Халс», несмотря на монограмму JL* над изображением кувшина.
Картины Лейстер часто имели многослойный смысл, неся послания о пороке и добродетели. Почти две трети ее жанровых картин включают курящие, пьющие, играющие в игры или музицирующие фигуры, часто с предупреждением о последствиях таких проделок, как в «Последней капле» (ок. 1629), где к двум молодым людям, завершающим свою разгульную ночь, присоединяется зловещий скелет.
Большинство картин Лейстер датируются периодом между 1629 и 1636 годами, в течение которых она стала одной из первых женщин, вступивших в гильдию художников Святого Луки в Харлеме, обучала собственных учеников и вышла замуж за коллегу-художника Яна Минсе Моленара.
Творчество Лейстер пошло на спад после замужества, и ученые предполагают, что большую часть своей энергии она посвятила своим пятерым детям — Йоханнесу, Якобусу, Хелене, Еве и Константину, из которых только двое дожили до зрелого возраста.
Хотя большинство произведений Лейстер датируются периодом до ее замужества, есть и редкие исключения. Одной из них является ботаническая иллюстрация 1643 года для каталога продаж тюльпанов, нарисованная примерно в то время, когда родилась ее дочь Елена. Возможно, Лейстер и Моленар сотрудничали, и поздние работы художницы просто еще не были правильно атрибутированы.
В ноябре 1659 года Лейстер и Моленар составили совместное завещание, в котором говорилось, что они оба больны. Моленар выжил, но Лейстер умерла три месяца спустя, в возрасте 50 лет. Когда Моленар умер почти десять лет спустя, опись имущества показала, что пара собрала богатую коллекцию голландских картин их друзей-художников, включая Питера Класа и Яна ван Гойена.
После смерти Лейстер была полностью забыта, но, как ни странно, ее картины оставались известными. Со временем их приписали другим художникам, чаще всего Халсу, или супругу Лейстер – Моленару. Например, «Молодой флейтист» (начало 1630-х годов), изображающий сидящего молодого музыканта, чье залитое солнцем лицо обращено вверх к невидимому окну, почти 150 лет принадлежала шведской королевской семье.
Несмотря на то, что Лейстер оставила на ней монограмму, считалось, что ее написал Халс, затем Ян де Брей, а затем анонимный художник, прежде чем ее окончательно приписали ей.
Лейстер помечала свои работы характерной монограммой — инициалами J и L со звездочкой (Leister по-голландски значит «ведущая звезда»). И тем не менее работы Лейстер так часто приписывались Халсу, что однажды это заблуждение пришлось урегулировать в суде.
Когда британский торговец произведениями искусства Томас Лори заплатил 4500 фунтов в 1892 году за «Пирующую пару», будучи уверенным, что это Халс, а затем заметил монограмму Лейстер под поддельной подписью Халса, он подал в суд на продавца.
В конечном итоге «Пирующая пара» была признана не Халсом, Лори получил частичное возмещение, а в следующем году ученый Корнелис Хофстеде де Гроот написал новаторское эссе о Юдит Лейстер, приписав ей еще шесть картин. К тому времени, как «Пирующая пара» поступила в коллекцию Лувра, она была указана за авторством Лейстер.
С 1970-х годов Лейстер включали в обзоры творчества женщин-художниц, и ей были посвящены персональные музейные выставки. Большинство ее работ сегодня экспонируются в музейных коллекциях, а не хранятся в запасниках. Таким образом художница, которая процветала при жизни, а затем была забыта на несколько столетий, снова обрела популярность.
Понравилась статья? Поддержите канал лайком. Спасибо! ♥
Еще больше искусства:
• Telegram: https://t.me/artstudiolo
• YouTube: https://www.youtube.com/@artstudiolo
• RuTube: https://rutube.ru/channel/48924131/