Мишель Пастуро. Белый. История цвета
Изд-во: Новое литературное обозрение
Отдавая должное дебатам о том, является ли белый — цветом, автор предлагает нам при проведении исторического анализа учитывать его полноценный хроматический статус.
В книге рассматриваются разные грани белого, его эволюция от цвета религиозного культа (аналога сакрального) и монархии до активного внедрения белого в спортивную и медицинскую сферы в новейшей истории, а также в представления о гигиене на сегодняшний день. Данное исследование проливает свет на подвижную символику белого и на его роль в разных исторических контекстах от древних времен до наших дней.
Екатерина Механецидис. Фарфор. Иллюстрированная история
Изд-во: Эксмо
Фарфор — это не только старинная чашечка, вазочка или статуэтка. Это хранитель теплых воспоминаний нескольких поколений и предмет страстного коллекционирования.
За долгие годы фарфор успел пережить множество трансформаций. Проделав долгий путь от Китая, где его создали в атмосфере глубочайшей тайны, он был возрожден в Европе учеными-алхимиками и наконец появился в Российской империи.
Овсянникова, Васильев. Деревянная Москва эпохи ампира. По материалам архитектора Н.Д. Виноградова
Изд-во: Кучково поле. Музеон
Издание посвящено массовой деревянной застройке Москвы после пожара 1812 года. Основу книги составляют материалы архива архитектора, реставратора, коллекционера и деятеля охраны наследия Н.Д. Виноградова, многие из которых ранее не публиковались.
Под его руководством силами сотрудников архитектурного отдела Комиссии по охране памятников Моссовета в 1919-1921 годах были обследованы многие городские районы. Почти пятьсот деревянных объектов (дома, ворота, сараи, заборы и беседки в садах), позднее разобранных на дрова, были тогда сфотографированы, отчасти обмерены и зарисованы.
Виталий Калашников. Артефакты Москвы. Исторические детали столицы, которые вы не замечали
Изд-во: Эксмо
Часто ли мы, гуляя по улицам Москвы, замечаем детали? А ведь вокруг нас скрывается огромное количество исторических артефактов, каждый из которых имеет свою уникальную историю! Адресные таблички, дореволюционные люки и фонари, старинные вывески и флагодержатели – все это представляет собой огромный культурный пласт, который еще до конца не изучен.
Эта книга поможет вам по-новому взглянуть на Москву, и вы сами станете замечать все те сокровища прошлого, мимо которых проходили раньше.
Алла Сальникова. История елочной игрушки или как наряжали советскую елку
Изд-во: Новое литературное обозрение
Елочные игрушки таинственным образом превращают обычное дерево в волшебную сказку. Однако сказка эта всегда была тесно связана с жизнью, которая прочитывалась в елочной игрушке, как в открытой книге.
В центре исследования доктора исторических наук Аллы Сальниковой находится советская елочная игрушка, хотя большое внимание уделено и ее предшественницам — игрушкам дореволюционным. Как наряжали советские елки? Как и из чего делали украшения? Как их использовала власть, и как относились к ним дети и взрослые? И что произошло с елочными игрушками после распада СССР?
Елена Душечкина. Русская елка
Изд-во: Новое литературное обозрение
Эта книга — первое и наиболее значительное отечественное исследование, посвященное истории и мифологии рождественского/новогоднего дерева.
Автор рассказывает, как этот обычай входил в русский культурный обиход, завоевывал популярность, и какие преграды он встречал на своем пути.
Обращаясь одновременно к художественной литературе и широкому кругу документальных источников — мемуарам, дневникам, газетам и журналам, — Елена Душечкина бережно реконструирует путь, который прошла елка, прежде чем стать важной частью нашей праздничной традиции.
Светлана Макеева. Рождение инсталляции. Запад и Россия
Изд-во: Новое литературное обозрение
Как вышло, что в начале ХX века в музеях выставлялась в основном живопись, скульптура и графика, а к концу столетия мы обнаруживаем там масштабные инсталляции, созданные из мусора, хрупких и нехудожественных материалов, произведения зрелищные, иногда непонятные для зрителя, а порой и раздражающие его?
Автор рассказывает о становлении этого жанра и заодно касается ключевых вопросов, по поводу которых художественные критики и теоретики вели и продолжают вести жаркие споры. Где проходит граница между искусством и не-искусством? В какой момент на смену модернизму приходит постмодернизм? Есть ли будущее у живописи?
Уолтер Адамсон. Авангард под ударом. Как модернизм сопротивлялся европейской потребительской культуре
Изд-во: Academic Studies Press
Книга предлагает панорамный обзор и амбициозное критическое переосмысление европейского модернизма, определившего культурный ландшафт начала XX века.
Рассматривая это направление в искусстве в совершенно новом, необычном ракурсе, автор исследует авангардные практики, с помощью которых модернисты после 1900 года противостояли росту потребительской культуры, считая ее угрозой подлинному культурному самовыражению.