Миф о забытом художнике. Каспар Давид Фридрих

Каспар Давид Фридрих — один из самых популярных художников XIX века, но он не всегда пользовался таким большим вниманием.

 

Впервые Каспар Давид Фридрих был вписан в историю немецкого искусства на Берлинской выставке 1906 года. За этим последовало углубленное изучение его творчества. В связи с включением произведений Фридриха и других художников-романтиков в идеологию национал-социалистов, интерес к его произведениям после 1945 года возрастал постепенно и достиг своего пика лишь в начале 1970-х годов.

Отрицание творчества Фридриха при его жизни

Каспар Давид Фридрих вместе с другими художниками-романтиками около 1800 года увидел возможность порвать с традиционной жанровой иерархией и разработать новую, аллегорическую пейзажную живопись, с помощью которой можно было передать сложное духовное содержание. Но в 1820-х такой подход к живописи утратил свою актуальность. Те, кто хотел создать амбициозные и содержательные произведения искусства, обратились к исторической живописи. А Фридрих продолжал создавать картины с изображением тумана, снега и кладбищ.

Немецкий художник Людвиг Рихтер пишет в своем дневнике 30 января 1825 года:

Особо стоит отметить популярность итальянских пейзажей. Италия долгое время была точкой отсчета для этого жанра. С творчеством художников-назарейцев, которые работали в основном в Риме, эта страна снова оказалась в центре внимания художников.

Каспар Давид Фридрих критикует итальянские пейзажи. По его мнению, Италия подвергла опасности некоторых деятелей искусства и даже развратила других.

Фридрих столкнулся с конкуренцией и в своей собственной области — в изображении немецких пейзажей. Карл Фридрих Лессинг, один из главных представителей Дюссельдорфской школы живописи, создавал такие пейзажи, как «Монастырский двор в снегу», которые тематически были близки к картинам Фридриха, но были лучше приняты публикой благодаря большему количеству деталей и повествовательности.

Анонимный рецензент художественной выставки в Ганновере 1835 года пишет:

Есть много разных способов быть современным: один из них — идти в ногу со временем и участвовать во всех текущих событиях. Но можно также потерять связь со современностью и создавать произведения, потенциал которых лишь предоставит отправные точки для чего-то нового гораздо позже. Каспар Давид Фридрих представляет второй путь.

Тот факт, что Фридрих сегодня является самым известным немецким художником XIX века, объясняется беспрецедентной переоценкой, которая началась в начале XX века и продолжается по сей день. Оно тесно связано с современным пониманием искусства, которое открыло грани творчества Фридриха, игравшие при его жизни скорее подчиненную роль.

Миф о забытом художнике

Повторное открытие Фридриха произошло благодаря его другу, норвежскому художнику Юхану Кристиану Далю. В конце XIX века норвежский историк искусства Андреас Оберт во время своих исследований наткнулся на Даля и начал изучать его творчество.

В предисловии к немецкому переводу монографии Обера «Даль» историк искусства Вильгельм Нимейер рассказал, как этот исследователь искал произведения Фридриха в музеях:

Хороший анекдот, но он не может быть правдой. В каталоге Национальной галереи в Берлине за 1878 год упоминаются картины «Одинокое дерево» и «Восход луны над морем». А в каталогах Дрезденской картинной галереи 1872, 1887 и 1892 годов указано, в каких именно залах картины Фридриха экспонировались и были доступны публике, то есть они не висели в запасниках.

Кроме того, многочисленные издания продолжают говорить об Каспаре Давиде Фридрихе даже после его смерти, хотя и не придают ему большого значения. В 1858 году работы Фридриха экспонировались на Немецкой всеобщей и исторической художественной выставке в Мюнхене. В своей рецензии художественный критик Фридрих Пехт говорит об «исторически интересных, но в остальном незначительных картинах Даля и Фридриха», а Антон Шпрингер, один из важнейших историков искусства своего времени, считает религиозные пейзажи Фридриха и его изображение Северного Ледовитого океана «просто смехотворными». Читатели «Воспоминаний немецкого художника» Людвига Рихтера, впервые опубликованных в 1885 году и впоследствии переизданных, смогли узнать, насколько влиятельным был Фридрих в первой половине XIX века.

Все эти источники свидетельствуют о том, что около 1900 года Фридрих был не столько заново открыт, сколько заново оценен. Это важно, поскольку художественное качество не является чем-то абсолютным, а зависит также от понимания искусства в каждый момент времени. Посмертная карьера Фридриха связана с фундаментальными потрясениями, которые пережило искусство в те времена.

1890-е годы: растущий интерес

Около 1890 года началась общая переоценка живописи XIX века, люди стремились найти художников, которым ранее уделялось мало внимания. Целью было разработать альтернативную историю искусства XIX века, сосредоточенную на эстетике цвета и формы. Основное внимание уделялось ранее низким жанрам, а именно портрету и пейзажу.

 

В 1896 году Гуго фон Чуди взял на себя руководство Берлинской национальной галереей и реорганизовал коллекцию.

 

Альфред Лихтварк, первый директор Гамбургского Кунстхалле, посетив Берлин, пишет в январе 1898 года:

Окончательным прорывом в творчестве Фридриха стали две выставки. В 1905 году в Берлине прошла выставка работ немецких пейзажистов XIX века, среди экспонатов которой были работы «почти неизвестного, но замечательного мастера пейзажа Каспара Давида Фридриха».

 

В 1906 году в Берлинской Национальной галерее открылась Столетняя выставка немецкого искусства (1775-1875), где Фридрих предстает как величайший среди немецких художников своего времени. Целью выставки было (заново) открыть «непонятое, поздно признанное, а также неизвестное» — с Каспаром Давидом Фридрихом во главе.

 

Какие же качества живописи Фридриха внезапно стали столь ценными? Его картины с минимальными деталями и колоритом, основанном на тщательном наблюдении, казались современными и будто бы предвосхищали современные тенденции, такие как импрессионизм.

Рецензии на Столетнюю выставку превосходят друг друга в описании цветовых сочетаний на картинах Фридриха. Искусствовед и библиотекарь Фердинанд Лабан пишет в своем обзоре:

Гуго фон Чуди сделал похожее замечание:

Кульминацией признания романтизма стала Мюнхенская художественная выставка 1931 года. В Стеклянном дворце былы показаны работы немецких романтиков от Каспара Давида Фридриха до Морица фон Швинда. Самые известные немецкие музеи и частные коллекции предоставили 110 работ. В ночь на 6 июня 1931 года все экспонаты были уничтожены в пожаре, включая картины Фридриха.

1933–1945: Фридрих и национал-социализм

Включение новых работ Фридриха в коллекции немецких музеев с 1933 по 1945 год характеризовалось идеологической интерпретацией его творчества. Курт Карл Эберлейн оказал особенно большое влияние благодаря своей работе «Каспар Давид Фридрих — художник-пейзажист», опубликованной в 1940 году — в 100-летие со дня смерти художника — в первом издании с подзаголовком «Народная книга немецкого искусства».

Вернер Клоос, директор Гамбургского Кунстхалле, в 1940 году завершил одну из своих речей словами:

Каспар Давид Фридрих сегодня

После окончания войны поначалу было трудно начать новые исследования творчества Фридриха. Новый импульс исследования получили около 1974 года в связи с 200-летием со дня рождения художника.

 

Главная выставка в Гамбургском Кунстхалле помещает творчество Фридриха в европейский контекст и сравнивает его с работами Клода-Жозефа Верне, Уильяма Тернера, Гюстава Курбе и Теодора Жерико.

 

С тех пор выставки Фридриха стали привлекать толпы зрителей. В то же время отдельные работы, такие как «Странник над морем тумана» стали неотъемлемой частью коллективной зрительной памяти, через сувенирную продукцию, поп-культуру и цитаты в работах современных художников.

Понравилась статья? Поддержите канал лайком. Спасибо! ♥

 

Еще больше искусства:
• Telegram: https://t.me/artstudiolo
• YouTube: https://www.youtube.com/@artstudiolo
• RuTube: https://rutube.ru/channel/48924131/


  • Сайт
  • Магазин