Новая выставка открылась в Музее Северного Брабанта в Хертогенбосе. Выставка посвящена семье Брейгелей – одной из самых известных творческих династий в Европе.
Что интересного приготовил музей по такой, казалось бы, приевшейся теме?
На выставке рассматривается история одной из самых известных творческих династий – от «отца-основателя» до внучатых племянников и зятьев, работавших в XVII веке.
Чем-то рассказ напоминает прошедшую в Москве и Петербурге выставку «Младшие Брейгели». Но там были работы из одной частной коллекции и не самого высокого качества. А здесь произведения «от и до» из музейных собраний.
Представлены в небольшом количестве и редкие живописные работы самого Питера Брейгеля Старшего. А также его гравюры, сделанные по изображениям Иеронима Босха и гравюры последователей Брейгеля, созданные на основе его оригиналов.
Далее большой зал посвящен творчеству сыновей Питера – Питеру Младшему и Яну Старшему. И мы подходим к первой актуальной теме современных выставочных проектов – роль женщин в искусстве.
Питер Брейгель умер рано, оставив двух сыновей в возрасте 1 и 4 года. Он не успел передать им свои знания. Тогда кто же учил мальчиков? Их бабушка – Майкен Верхюлст, которой посвящен отдельный текст в экспозиции.
Тут же затронут и второй важный вопрос – реституция произведений искусства после Второй Мировой войны. Например, у одной из копий «Крестьянского танца» Питера Брейгеля Младшего есть подпись:
"Данное произведение искусства является частью коллекции, переданной на хранение голландскому правительству после Второй мировой войны, и, возможно, было разграблено, конфисковано или продано под принуждением в период с 1933 по 1945 гг."
Зал с работами сыновей Питера Брейгеля Старшего дополнен музыкальным сопровождением. Брейгель ездил по деревням, где искал сюжеты для своих картин. Одним из таких мест была деревушка Хобокен. Современник Брейгеля, композитор Тильман Сусато, издал сборник танцевальной музыки, в который вошла композиция "Хобокенский танец". Это произведение, а также звуки окружающей среды, напоминающие о крестьянских сценах Брейгеля, можно услышать в звуковом ландшафте этого зала.
Далее мы перемещаемся в 17 век, где представлена третья актуальная тема – "трофеи колонизаторов".
Вопрос интересно обыгран – дизайнеры создали пространство, напоминающее кабинет коллекционера. Здесь есть все – от коллекции бабочек до музыкальных инструментов, от монет до чучел животных. Такие кабинеты были популярны в 17 веке и важную роль в них играла живопись.
Многие представители семьи Брейгелей создавали свои произведения для подобных пространств. Как правило, эти картины изображали те же коллекции – бабочек и других насекомых, растения и натюрморты с безделушками.
Семья Брейгелей расширялась. В нее включались представители других художественных династий.
Например, Анна Мария была дочерью Абрахама Янссенса, ведущего исторического живописца Антверпена после Рубенса, и женой Яна Брейгеля Младшего (сына Яна Брейгеля Старшего).
Еще из женщин Брейгелей интересна Клара Евгения. Она была руководительницей женской общины бегинок, украшала свою резиденцию работами членов семьи и, возможно, сама была художницей.
Португальско-еврейская музыкантша и композитор Леонора Дуарте (1610-1678) была в центре культурной жизни Антверпена. Она написала семь симфоний и происходила из семьи коллекционеров произведений искусства. Опись коллекции ее брата Диего включает три картины Питера Брейгеля Старшего и четырнадцать картин Яна Брейгеля Старшего, а также работы Рубенса, Ван Дейка и Вермеера. В последнем зале выставки музыкальное сопровождение сочетает в себе композиции Дуарте и звуки, напоминающие о шумной гавани Антверпена XVII века.
Выставка проливает свет на малоизвестные факты из жизни семьи Брейгелей и уделяет внимание художницам из этой династии. Кураторы грамотно подошли к оформлению выставки, а также подготовили активности для посетителей с детьми: можно нарисовать свой шедевр и поместить его в пространство картины «Аллегория искусства» Яна Брейгеля Старшего, а также пройти семейный квест. Для этого перед входом на выставку нужно взять брошюру с заданиями и отправиться внимательно изучать картины Брейгелей.
Выставка проходит в музее Het Noordbrabants в Хертогенбосе до 7 января 2024.